Описание картинки

Методы оценки товарного знака

Методы оценки товарного знака - какие используются?

НОВОСТИ КОМПАНИИ
03.03.2025
Генеральный директор, ведущий оценщик

Товарный знак — это не просто обозначение для индивидуализации продукции или услуг. Это конкурентное преимущество компании, так как по мере ее становления увеличивается его стоимость. В ряде случаев его рыночная цена может быть в несколько раз больше, чем стоимость всех производственных активов. Разберемся, зачем проводить оценку товарного знака.

Когда требуется оценка стоимости товарного знака?

Оценка стоимости товарного знака выступает востребованной процедурой в следующих случаях:

  1. Для увеличения стоимости бизнеса в целом. Товарный знак выступает нематериальным активом, который можно поставить на баланс. В этом случае у компании повышаются финансовые и инвестиционные показатели. Основанием для постановки актива на баланс может выступать заключение независимого оценщика (отчет об оценке).
  2. Для совершения сделок по отчуждению товарного знака. Официальный отчет выступает экономическим обоснованием целесообразности совершения сделки по указанной стоимости. Например, при комплексной продаже бизнеса цена сделки может быть существенно увеличена за счет включения стоимости товарного знака.
  3. Для разрешения спорной ситуации. В случае нарушения прав собственника товарного знака выплачивается возмещение, рассчитываемое исходя из рыночной стоимости нематериального актива.
  4. Для внесения в качестве взноса в уставный капитал. Это единственный законный способ документально подтвердить стоимость.
  5. Для расчета стоимости, уплачиваемой лицензиатом (роялти). Распространяется на передачу товарного знака по лицензии.

Способы оценки

Из-за отсутствия материально выраженной привязки к цене оценка товарного знака является сложной задачей, которая по силам квалифицированным специалистам. Здесь применяется классическая методология, основанная на сравнительном, доходном и затратном подходах. Для более точного результата эти методы комбинируются.

Затратный подход к оценке

В соответствии с общей концепцией этот метод предусматривает подсчет затрат для создания идентичного нематериального актива с нуля. Вычисления усложняются, так как в соответствии с законодательством запрещена регистрация одинаковых или схожих товарных знаков.

В рамках затратного метода обычно применяется подход приведения всех затрат владельца. В эту категорию включены расходы:

  • на дизайн;
  • на подготовку документов и регистрацию нематериального актива;
  • на уплачиваемые пошлины;
  • на маркетинг.

В чистом виде этот подход практически применяется только для вновь созданных товарных знаков, так как для уже представленных на рынке товарные знаки при одинаковых расходах могут иметь разную рыночную стоимость.

Расчет стоимости товарного знака одним затратным методом может быть обоснован при оценке этого актива в ходе банкротства. В этом случае процедура проводится в три этапа:

выявление всех фактически понесенных расходов;

вычисление коэффициента морального старения;

определение остаточной стоимости товарного знака (с учетом результатов, полученных на предыдущих этапах).

Сравнительный подход

Из-за оригинальности каждого товарного знака и отсутствия открытой информации по сделкам использование этого метода затруднено. При его применении обычно используются сведения из бирж по реализации товарных знаков. Однако, использовать только эти данные нельзя, так как представленная стоимость носит субъективное видение продавца (точно нельзя ответить, купят ли этот актив по указанной цене или нет).

При использовании сравнительного метода анализируются:

  • функциональные, технологические и финансовые характеристики идентичных товарных знаков;
  • условия совершения сделок с этими нематериальными активами;
  • спрос на продукцию;
  • прогнозный срок использования актива для получения конкурентных преимуществ.

Доходный подход

Этот метод чаще всего применяется для оценки, так как основной целью этого товарного знака выступает генерация дополнительной прибыли. В рамках него фиксируется объем выгод, которые может получить инвестор после приобретения НМА.

Для расчета стоимости доходным методом применяются следующие инструменты:

  • формирование прогноза денежных поступлений;
  • дисконтирование денежных потоков к дате проведения исследования;
  • выявление экономического эффекта от использования НМА для компании.

В ходе расчета экономического эффекта определяется величина прибыли, получаемая компанией от товарного знака.

Дополнительно зависимость величины дохода от товарного знака можно определить с помощью известных методик аналитических агентств. В частности, имеются исследования, в которых представлено распределение долей прибыли, приходящейся на этот актив, в зависимости от отрасли. Данные методологии также могут использоваться оценщиками.

Приведение стоимости к дате оценке предусматривает дисконтирование этой величины. Ставка дисконтирования зависит от различных параметров: отрасли, объемов производства, типа продукции и т.д. Правильные расчеты этого показателя выступают основой точности и достоверного итогового значения.

Что нужно для оценки

Для проведения расчета стоимости ТЗ необходимо предоставить:

  • свидетельство о регистрации;
  • балансовую стоимость (если нематериальный актив находится на балансе компании);
  • информацию о расходах, затраченных на актив (разработка дизайна, регистрация, подготовка документации и т.д. - при наличии);
  • лицензионные договоры (при наличии);
  • перечень выпускаемой продукции;
  • план продаж на среднесрочную перспективу 3-5 лет (если такого плана нет - мы составим прогнозную финансовую модель самостоятельно);
  • аналитический обзор отрасли (при наличии).

Этот перечень может быть дополнен после составления технического задания (задания на оценку).

Юридические особенности

Оценка товарного знака включает ряд исследований:

  1. Экспертизу объекта интеллектуальной собственности. В рамках нее проверяется факт наличия ТЗ через изучение первичной документации, свидетельства о регистрации.
  2. Экспертизу прав на объект. Здесь анализируется наличие документов, подтверждающих статус владения компании товарным знаком.

После документальных экспертиз оценщик переходит к непосредственному расчету стоимости и согласованием полученных результатов.

Сколько стоит оценка

Ценообразование на оценку товарного знака зависит от различных факторов:

  • количества нематериальных активов для исследования (чем их больше, тем ниже стоимость);
  • отрасли;
  • возможности предоставления полного комплекта документов;
  • срочности;
  • сферы использования товарного знака (чем более она «специфичная», тем сложнее рассчитать стоимость и, соответственно, возрастает цена услуги).

Наша команда опытных оценщиков оказывает качественные услуги юридическим лицам, государственным и судебным органам. Мы хорошо разбираемся в тонкостях расчета рыночной стоимости товарного знака, поэтому подготовим отчет с точными и достоверными данными.

Имеем все необходимые документы для проведения оценочных услуг. К нам вы можете обратиться не только за оценкой стоимости товарного знака, но и для рецензирования уже имеющегося заключения или отчета об оценке. Просто позвоните нам или воспользуйтесь формой обратного звонка!

Мы открыты для предложений и всегда ждем новых партнеров.

Обсудить условия можно с нашим генеральным директором (Агашин Константин Игоревич):

Подпишитесь на полезные статьи

Получайте полезные статьи, видео и презентации, будьте в курсе всех важных событий

Другие новости

Методы оценки товарного знака
03.03.2025
Инвестиционная оценка недвижимости: что нужно знать
03.03.2025
Кто делает оценку машины
03.03.2025
Лицензирование оценочной деятельности
18.02.2025

Связанные услуги

Наши эксперты