Описание картинки

Методы оценки бизнеса

Популярные методы, такие как метод доходности, метод сравнения и метод стоимости активов. Узнайте, какие факторы учитываются при оценке бизнеса и как правильно применять каждый метод.

НОВОСТИ КОМПАНИИ
12.02.2024

Оценка бизнеса — комплекс мероприятий, который проводится не только при совершении сделок, но и для принятия правильных управленческих решений. Длительность процедуры по оценке зависит от количества активов и уникальных особенностей компании. Рассмотрим основные способы оценки, используемые в отечественной практике.

Зачем считать, сколько стоит бизнес?

Очевидный ответ — перед сделкой купли-продажи. Однако это лишь одна из причин обращения к квалифицированным оценщикам. Рыночная цена представляет интерес как для продавца (собственника), так и для покупателя. Владелец должен понимать реальную стоимость активов и потенциал получения доходов в перспективе, чтобы не «продешевить». Покупатель заинтересован в том, чтобы купить успешный бизнес без финансовых и правовых проблем. Грамотное ведение бухгалтерского учета позволяет скрыть ряд проблем в в бизнесе, которые легко выявляются в ходе оценки.

Для сделок купли-продажи представляет интерес рыночная стоимость бизнеса — цена реализации на конкурентном рынке.

К другим ситуациям, требующим отчет квалифицированного оценщика, можно отнести:

  1. Банкротство или реорганизация компании. В этом случае также может быть рассчитана ликвидационная стоимость, которая составляет долю от рыночной цены.
  2. Принятие стратегических решений. Особенно актуально для непубличных организаций для решения следующих вопросов: дофинансирование, совершенствование модели управления, выявление скрытых резервов развития бизнеса.
  3. При размещении акций на бирже. Здесь учитываются текущие показатели деятельности и прогнозируются перспективы. Официальный документ составляет важную основу проспекта эмиссии.
  4. Поиск инвесторов для стартапов. Несмотря на сложности с исчислением будущих доходов при правильном выборе методологии исследования можно получить точную и достоверную оценку рыночной и инвестиционной стоимости.
  5. Страхование активов.
  6. Предоставление активов в качестве залога по кредиту.
  7. Выкуп доли в бизнесе у наследника. Точные расчеты позволят рассчитать компенсацию и избежать имущественных споров.

Подходы к оценке

В соответствии с федеральными нормативно-правовыми актами по стандартам оценки при определении стоимости бизнеса используются три подхода: доходный, сравнительный и затратный. Каждый из них обладает собственной методологией.

Доходный подход снован на прогнозировании прибыльности бизнеса в перспективе. Его достоинствами выступают учет инфляции и возможных рисков. Цена компании рассчитывается путем дисконтирования будущих денежных потоков к текущей стоимости.

Ключевыми показателями деятельности предприятия для анализа по доходному подходу выступают:

  • размер выручки;
  • рентабельность и эффективность бизнес-процессов;
  • изменение остатков денежных средств на счетах и в кассе;
  • размер собственного капитала;
  • экономические перспективы развития отрасли;
  • деловая репутация компании;
  • зависимость хозяйственной деятельности от внешнего капитала (кредиты, займы, субсидии);
  • обеспеченность основными ресурсами;
  • доля на рынке.

Доходный подход также применяется для расчета инвестиционной стоимости.

Сравнительный подход предусматривает сопоставление с ценами на аналогичные компании на рынке. Его применение обосновано при наличии открытой и достоверной информации о конкурентах и их деятельности.

Данный способ подразумевает поэтапный анализ и проведение расчетов согласно методологии оценки, включая анализ отрасли, выбор мультипликаторов, расчет значения мультипликаторов по организациям-аналогам, расчет стоимости оцениваемого бизнеса.

Затратный подход показывает, сколько денег получат владельцы бизнес-компании после ее реализации и полного погашения финансовых обязательств. Его применение целесообразно для организаций, у которых достаточно активов: недвижимости, транспортных средств, оборудования, дорогостоящего инвентаря. При их небольшом количестве лучше отдать предпочтение сравнительному и доходному подходам к оценке, так как рыночная стоимость бизнеса окажется заниженной. В частности, затратный способ не стоит использовать для компаний из сферы IT-услуг, поскольку для их деятельности не требуются дорогостоящие активы (большая часть сотрудников может работать удаленно).

Предпосылки использования затратного способа:

  • отсутствие достаточного количества предложений для расчета в рамках других подходов;
  • основой для расчета выступают реальные активы;
  • надежность при оценке уникального бизнеса, холдингов;
  • возможность оценки предприятий из малоактивных или неразвитых рынков.

Оцениваем бизнес через затратный подход

В рамках затратного подхода по оценке анализируется стоимость воспроизводства или замещения идентичного бизнеса с учетом износа. При этом неважно, сколько изначально денег вложил бизнесмен в свое дело. Рассмотрим алгоритм на примере небольшой кофейни у автобусной остановки. Основные активы представлены следующими позициями:

  • ларек;
  • кофемашина;
  • онлайн-касса;
  • кофемолка;
  • холодильник;
  • микроволновая печь;
  • смеситель для воды;
  • весы;
  • стеллажи и мебель.

Начальные затраты на развитие бизнеса в 2017 году составили 380 тысяч рублей. Помещение было предоставлено в безвозмездное пользование, а затем подарено родственником. Фактические расходы на его покупку составили ноль рублей. Однако в рамках затратного подхода исчисляется его рыночная стоимость на дату проведения оценки. Кофемашина была приобретена за 80 тысяч рублей. С учетом износа ее стоимость составила 35 800 рублей. Эта величина и будет использоваться при расчете. Аналогичные мероприятия проводятся по всем активам.

Допустим, стоимость активов составляет 1.584.000 рублей. На развитие бизнеса был оформлен кредит на 3 года на 350.000 рублей. Стоимость компании, рассчитанная затратным подходом, составит 1.234.000 рублей.

Затратный подход предусматривает использование двух основных методов оценки:

  1. Метод чистых актов. Подразумевает расчет стоимости путем вычитания из активов имеющихся краткосрочных и долгосрочных обязательств. Формула принимает следующий вид:
    Чистые активы = (активы – затраты на выкуп акций – задолженность собственников) – (обязательства – доходы будущих периодов).
  2. Метод ликвидационной стоимости. Оценка бизнеса предполагает установление цены оперативной реализации активов. Для ускоренной продажи применяется дисконт. В статье затрат учитываются расходы на демонтаж, выплаты, налоги, рекламу, комиссию.

Затратный способ наиболее эффективен для оценки бизнеса, у которого нет стабильных доходов, например, для стартапов, недавно организованных компаний или предприятий на этапе ликвидации.

Оцениваем бизнес сравнительным подходом

Этот способ предусматривает оценку путем сопоставления с идентичными компаниями, по которым есть сведения о цене продажи. Аналогичные объекты подбираются по различным показателям деятельности компаний . Это может быть выручка от реализации на 1 м², количество единиц промышленного оборудования, автопарк, номерной фонд и другие.

Данный способ работает в том случае, если есть открытые и достоверные сведения о продаже аналогичных компаний. Рассмотрим на простом примере. Предположим, необходимо рассчитать рыночную стоимость уличной кофейни. В качестве основного критерия будем использовать количество посадочных мест. Базу для анализа можно найти через объявления. Допустим, в нашем случае выборка представлена 4 кофейнями (таблица 1).

№ кофейни Количество посадочных мест Стоимость бизнеса Цена в расчете на 1 посадочное место
1 10 1 100 000 110.000
2 8 985 000 123.125
3 10 1 000 000 100.000
4 6 750 000 125.000
В среднем 114 531,25

На основании расчетов получилось, что цена на 1 посадочное место варьируется от 100 000 до 125000 рублей. Среднее значение составляет 114531,25 рублей. Количество посадочных мест в анализируемом примере составляет 12. Это значит, что стоимость бизнеса принимает значение 1 374 375 рублей.

Для оценки бизнеса в целом применяется следующий алгоритм:

  • Сбор и анализ сведений о проданных компаниях или компаниях, выставленных на продажу за последние 6 месяцев;
  • выбор аналогичных объектов (по финансовым показателям, ассортименту продукции, системе менеджмента, размеру компании, перспективам развития и т.д.);
  • проведение финансового анализа и обоснование выбранных мультипликаторов;
  • исчисление ценовых мультипликаторов;
  • расчет итоговой стоимости.

Методология сравнительного подхода к оценке представлена следующими инструментами:

  1. Метод рынка капитала. Предусматривает поиск аналогов для сопоставления на фондовом рынке, что напрямую влияет на достоверность расчетов. В чистом виде используется для оценки миноритарного пакета акций. Для определения стоимости контрольного пакета добавляют премию за контроль.
  2. Метод сделок. Основан на анализе цен купли-продажи (предложения) аналогичных предприятий в целом или их контрольных пакетов – прежде всего с рынка слияний — поглощений. В отличие от предыдущего способа здесь анализируют не отдельные акции, а контрольный пакет акций бизнеса-аналога.
  3. Метод отраслевых коэффициентов. В его основе лежат определенные соотношения между ценой бизнеса и значениями финансовых показателей, рассчитанных на основе статистических наблюдений. Для точности расчетов сведения анализируются на длительный период времени. Из-за отсутствия открытых и достоверных данных этот способ не актуален для российской практики.

Оцениваем бизнес доходным подходом

Этот способ основан на ожидаемых поступлениях от бизнеса в перспективе. Методология доходного подхода представлена двумя инструментами:

  1. Метод дисконтированных денежных доходов. Основан на прогнозировании поступлений по аналогии с отчетом о движении денежных средств. Прогнозный денежный поток представляет собой разницу между выручкой и потенциальными затратами. В расчетах используется ставка дисконтирования, которая может быть рассчитана различными способами. С повышением надежности бизнеса этот показатель снижается. Из-за нестабильности рыночной конъюнктуры расчеты проводятся на среднесрочную перспективу.
  2. Метод капитализации. Предусматривает оценку при стабильном уровне дохода исходя из прошлых доходов. В целом, необходимо суммировать прибыль за последний отчетный период, рассчитать среднее значение и разделить на ставку капитализации (это доходность на вложения, рассчитанная по отрасли или рынку).

В рамках данного способа необходимо рассчитать три показателя:

  • чистый денежный поток (прогнозный);
  • коэффициент дисконтирования;
  • терминальную стоимость.

Предположим, у кофейни прибыль растет на 3% в год за последние 3 года. Для прогноза чистого денежного потока достаточно учесть сведения по операционным доходам и расходам. В нашем примере отсутствуют другие виды деятельности (если у организации они имеются, то также необходимо провести расчеты по ним).

Под терминальной стоимостью понимается минимальная цена реализации бизнеса по истечении прогнозного периода. Для ее расчета используются различные методы. В данном примере для ее исчисления будет обоснованным применить метод чистых активов. Допустим, для кофейни через год планируется приобретение дополнительной кофемашины стоимостью 85000 рублей. Эту величину необходимо прибавить к чистому денежному потоку.

Ставка дисконтирования показывает изменение стоимости денег. Простой способ ее вычислить — к среднерыночной ставке по депозитам прибавить риски бизнеса. В нашем примере она составила 10,9% (8% — ставка по депозитам, 2,9% — риски бизнеса).

Для конечного расчета стоимости бизнеса согласуют результаты, полученные в результате применения подходов к оценке.

Согласование результатов всех подходов

Не всегда стоимость бизнеса, рассчитанная с применением всех трех подходов, совпадает. Наличие различий — обычная практика в оценке. Для установления реальной цены необходимо проанализировать достоинства и недостатки всех методов оценки и обоснованно выбрать один из полученных результатов.

Если у компании наблюдается стабильный рост, то рекомендуем остановиться на доходном методе. При наличии большого количества аналогов на рынке лучшим решением станет сравнительный подход к оценке. При использовании в бизнесе дорогостоящих активов обратите внимание на затратный метод.

В остальных случаях для расчета согласованной стоимости бизнеса проводят процедуру согласования, указав приоритет каждого из подходов и методов.

Итак, три метода оценки бизнеса можно использовать одновременно или выбрать наиболее эффективные с детальным обоснованием с учетом специфики объекта оценки. Точная и достоверная информация о стоимости активов позволит избежать финансовых потерь.

Мы открыты для предложений и всегда ждем новых партнеров.

Обсудить условия можно с нашим генеральным директором (Агашин Константин Игоревич):

Подпишитесь на полезные статьи

Получайте полезные статьи, видео и презентации, будьте в курсе всех важных событий

Другие новости

Как выбрать оценочную компанию
14.11.2024
Подходы к оценке недвижимости
12.02.2024
Методы оценки бизнеса
12.02.2024
Оспаривание оценки в суде
12.02.2024
Наши эксперты